Новости листинга / ПАО СПБ Биржа

06.06.2023

Состоялось заседание дискуссионного клуба собственников высокотехнологичного бизнеса

СПБ Биржа и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) провели закрытое заседание клуба для владельцев и первых лиц российских компаний из высокотехнологичных секторов экономики, интересующихся темой выхода на фондовый рынок в качестве эмитента.

Встреча была посвящена выходу российских компаний на IPO и выбору стратегии формирования оптимальной цены при первичном размещении акций. Перед собравшимися выступили эксперты рынка акционерного капитала, а также собственники компаний, ставших недавно публичными, — Whoosh и Genetico.

Российский бизнес волнует рыночная оценка, которую он получает при первичном размещении на фондовом рынке. Это подтверждают результаты опроса ФРИИ, в котором участвовали компании, ведущие подготовку к выходу на IPO, и те, кто планировал стать публичным, но пока не на рынке.

«Примерно 75% компаний называют своей основной целью размещения на рынке — привлечение капитала. Другие говорят о мотивации сотрудников и иных причинах. Но главный вопрос: сколько средств смогут привлечь эти 75% компаний. Среди опрошенных 42% считают, что сейчас неподходящее время для оценки компании. Большинство из них (55%) волнует, сколько будет стоить их компания, по какой цене удастся разместить акции», — рассказал Дмитрий Калаев, партнер ФРИИ, генеральный директор акселератора ФРИИ.

По словам Антона Малькова, ведущего инвестбанкира, до 2022 года механизм ценообразования при размещениях на рынке акционерного капитала, во многом, учитывал присутствие иностранных инвесторов на российском фондовом рынке. Аналитики организаторов размещений встречались с этими инвесторами, узнавали их мнение о компании, которую владельцы хотят предложить рынку. С учетом этих данных организаторы IPO устанавливали ценовой диапазон, и корректировали его по результатам сбора книги заявок на покупку акций нового эмитента. В настоящее время рынок находится в процессе «пересборки» механизмов ценообразования в условиях отсутствия иностранного компонента среди источников инвестиций при первичных размещениях. Уникальность ситуации в том, что теперь диалог о рыночной оценке эмитента идет не с институциональными инвесторами, а с брокерами. Они, представляя своих клиентов — частных инвесторов, — обозначают цены, по которым готовы продавать компанию на рынке.

«Я бы назвал актуальное положение дел «революцией частников», когда непубличные компании поняли, что можно и не ждать два-три года для удобного момента выйти на биржевой публичный рынок, а в ряде случаев действовать уже сейчас», — отметил Геннадий Марголит, партнер СПБ Биржи по созданному сегменту «Новая экономика»*.

Логика анализа сохранилась: компании сравнивают по темпам роста, по маржинальности и по потенциалу роста ликвидности. Это подтверждают два последних размещения на отечественном рынке акционерного капитала: компании Whoosh в декабре 2022 года и компании Genetico в апреле 2023 года.

При оценке Whoosh эксперты подбирали иностранные аналоги для сравнения, и пытались применять сравнительный анализ по метрикам, на которые смотрит инвестор. Также были учтены самые популярные запросы частных инвесторов: компания должна быть лидером на своем рынке и иметь перспективы роста.

Основатель и CEO Whoosh Дмитрий Чуйко пояснил, что при формировании цены компании для выхода на IPO ему и его команде было важно разместить акции не по максимальной цене, а оставить возможность для ее повышения, когда котировки вырастут и первые покупатели получат прибыль.

На IPO-сделке с Whoosh спрос со стороны институциональных инвесторов был сдержанным и основную «погоду» сделали розничные инвесторы. По прогнозу экспертов, со временем российские институциональные инвесторы начнут пристальнее смотреть на внутренний рынок, этот момент настанет. Но пока при выходе на IPO стоит сосредоточиться на розничных инвесторах.

Согласно опросу ФРИИ, 58% компаний-респондентов, имеющих выручку более 1 млрд рублей, объяснили свои сомнения по смене статуса на публичный тем, что размер капитализации компании, по их оценке, еще недостаточно велик для такого шага.

Председатель Совета директоров Центра генетики и репродуктивной медицины Genetico Артур Исаев уверен, что на IPO можно выходить, не дожидаясь внушительной капитализации. Главное, уточнил эксперт, нужно учитывать бизнес-модель компании и помнить, что в последние годы сильно изменилась инфраструктура: появились значительные меры государственной поддержки компаний малого и среднего бизнеса, созданы специализированные биржевые сегменты и стало дешевле делать публичное размещение.

«После привлечения капитала на IPO для компании все только начинается. Это новая точка отсчёта ее публичной истории, когда появляются новые обязательства по регулярному раскрытию информации, развиваются практики корпоративного управления, выстраивается работа с инвесторами. И эта ежедневная деятельность направлена на повышение рыночных котировок и, следовательно, увеличение капитализации компании», — подчеркнула Оксана Деришева, директор Департамента листинга и первичного рынка СПБ Биржи.

Это было второе закрытое заседание клуба компаний из высокотехнологичных секторов бизнеса. Ранее члены клуба обсуждали с экспертами вопросы готовности выхода на IPO.

Мероприятие проводится под эгидой координационного совета деловых объединений по технологическому предпринимательству (национальной инициативы «Привлечение инвестиций и выход на биржевой публичный рынок»). В него входят Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий, НП «РУССОФТ» и Ассоциация быстрорастущих технологических компаний «Национальные чемпионы».


*Сегмент «Новая экономика» — сегмент ценных бумаг на СПБ Бирже, предназначенный для компаний в сфере IT, телекоммуникаций, электронной коммерции, альтернативной энергетики и некоторых других отраслях.



Пресс-служба СПБ Биржи
pr@spbexchange.ru




<< К списку новостей


За дополнительной информацией обращайтесь на info@spbexchange.ru

<< Все новости